Актанышская аномалия
15 ноября 2005 года

Что же это за село такое, где люди не поленились, пришли на избирательные участки, а в кабинках для голосований более чем дружно продемонстрировали "фигу в кармане"? На каких дрожжах вызрели столь серьезные протестные настроения в деревне одного из самых благополучных районов республики? Всего несколько месяцев назад, 12 июля, посетив родной район, Минтимер Шаймиев сказал: "Перспективы у района весьма неплохие. Сегодня у Актанышского района нет долгов, он сохранил свои богатые традиции, на основе которых необходимо развиваться дальше, тем более в республике для этого создаются все условия".

Побывав в Усах, поговорив с местными жителями, заглянув в райповский магазин да на ферму, я решил, что "все условия, созданные в республике", до деревни Усы или не дошли, или обошли ее стороной. Но если для меня это стало открытием, то усинцы с этим живут, а если быть точнее - выживают.

Если верить статистическим отчетам, то СПК "Усы", в который входят деревни Усы и Качкиново, в недалеком прошлом был вполне крепким, стремительно прогрессирующим хозяйством. Если в 1998-м за год каждому крестьянину в среднем было выплачено 4 тысячи рублей, то в 2003-м - уже 15 тысяч. Росло и производство сельскохозяйственной продукции, зерна в первую очередь. Если в 1998 году здесь собрали зерновых всего по 18 центнеров с гектара, то в 2003-м - по 41. Если в 1999 году было произведено 23016 центнеров зерна, то в 2003-м - 45300. Другое дело, можно ли верить этим цифрам. Ну на самом деле, если амбары ломятся от зерна, то с чего бы это из года в год СПК "Усы" сокращал поголовье скота? Если в 1998 году в хозяйстве было 124 свиноматки, то к 2003-му не осталось ни одной. Поголовье коров тоже сократилось. А удои молока упали с 2653 литров на одну корову в 1998-м до 1818 литров в 2002-м. Сегодня СПК "Усы" и вовсе обанкротился. Поэтому-то и приходится оперировать данными, последние из которых датируются 2003 годом. Более свежая информация, похоже, засекречена. Как была засекречена в свое время информация о геморрагической лихорадке, сразившей соседний с Усами поселок Кирова. Что же это за мор прошелся по СПК "Усы", если процветающее по отчетам сельскохозяйственное предприятие разорилось, а на этих же землях было образовано ООО "Иман"?

"Иман" в переводе с татарского значит "вера". Но местные жители уже никому не верят и говорят, что ООО надо бы переименовать в "имансыз" ("без стыда и совести"). В самом деле, как можно верить той же официальной статистике, по которой средняя зарплата по Актанышскому району в первом полугодии 2005 года составила 2029 рублей 40 копеек? А крестьяне ООО "Иман" скоро забудут, как деньги выглядят. В последний раз зарплату выдавали на Сабантуй. Кому - 50 рублей, кому - 100, передовикам - 250 - 300. И если бы не пенсионеры, то даже программу газификации села или электрификации, завершенную еще ленинским ГОЭЛРО, можно было бы сворачивать. Лишь пенсионеры, слава Богу, своевременно получающие свои пенсии, способны своевременно оплачивать потребление газа и света. А что делать семьям, где нет пенсионеров? Или уезжать в поисках лучшей жизни, или жить без газа. Свет в Усах еще пока никому не отключили, а отключенные от газоснабжения дома уже есть.

Но что удивительно, вслух свои проблемы с приезжими журналистами обсуждали только пенсионеры. Но и они представляться не пожелали. Мол, ты приехал и уехал, а нам тут доживать свои дни. Хочешь не хочешь, а чуть что придется идти на поклон или к тому же Нурымову (новый совет местного самоуправления не сформирован, так что не избранный депутатом Фоат Фархетдинович по-прежнему остается главой Усинского совета), или к живущему в соседней деревне Уразаево директору ООО "Иман" Данилу Миргалимову. Они могут дать лошадь огород вскопать, а могут и не дать. Да и на кладбище могут хорошее место выделить, а могут и не очень.

Что касается вспашки огородов, то в этом вопросе в деревне установились вполне рыночные отношения. От 400 до 500 рублей вынь да положь. А куда денешься? Картошку-то сажать надо. Хотя уверенности, что "надо", почти не осталось. Разве что для себя. И только для себя. Хотя еще буквально несколько лет назад усинцы выращивали картошку и на продажу. В этом году на личных подворьях тоже вырастили неплохой урожай картошки, но куда его девать, не знают. Готовы отдать по 2 рубля 50 копеек за килограмм, лишь бы приехали, забрали, вывезли. Не забирают.

Если вспашка огородов в Усах твердо встала на рыночные рельсы, то в отношении земельных паев о рыночных отношениях никто и не заикается. У каждого пенсионера в Усах по четыре гектара земли, которые находятся в аренде у ООО "Иман". В этом году за каждый пай пенсионеры получили по одному тюку сена, хотя в прошлые годы зерно давали. Куда нынче зерно подевалось, никто во всеуслышание говорить не хочет. По отчетам же урожай собрали неплохой - больше 30 центнеров с гектара. Но это по отчетам. Реально, как все же сказал мне один из колхозников ООО "Иман", меньше 20 центнеров. Рассчитались по товарному кредиту, а в амбарах только семенное зерно и осталось. Уже в декабре-январе колхозную скотину кормить будет нечем.

Не знаю, как в других районах, а в селе Усы голосование "против всех" - это следствие беспросветной жизни. Люди у нас, конечно, терпеливые, стиснут зубы и будут молчать. Но возможность продемонстрировать, что в их родной деревне не все так чинно и благополучно, усинцы не упустили. Потому-то 84,2% избирателей и проголосовали "против всех".

...Попрощавшись с усинцами и проехав по федеральной трассе Уфа - Казань километров пять, я завернул в Аняково. И надо же такому случиться, что первым человеком, которого увидел в деревне, стала Мадина Ильясова - родная сестра президента, которая, как оказалось, приехала из Набережных Челнов навестить родственников. Остановил машину, вышел, поздоровался.

- Какими судьбами в наши края? - спросила Мадина Шариповна.

- Да вот, езжу по республике, смотрю, как люди живут.

- Небось чернуху ищешь, Ирек?

- Да нет, Мадина Шариповна, правду...

На самом деле не все же так плохо в республике. Вот в Аняково все хорошо. Все улицы заасфальтированы, строятся коттеджи, здесь действительно "созданы все условия" и люди довольны жизнью.

Ирек МУРТАЗИН, "Вечерняя Казань"